Основное направление внутренней оценки в детском саду — проверка условий, в которых реализуются основные образовательные программы. При этом в процессе оценивания необходимо основываться на многих параметрах, учитывать специфику деятельности каждой организации. Также большое значение играет уровень обеспечения, касающийся материально-технических, финансово-хозяйственных и кадровых показателей. Следует обращать внимание в том числе на реализацию инклюзии и необходимые для этого возможности.
В связи с этим инструментарием ВСОКО в ДОУ в соответствии с ФГОС является:
- Проверка того, насколько полно и точно выполнены условия по реализации выбранной образовательной программы дошкольного образования.
- Оценка достаточности кадрового состава организации, профессионального уровня и показателей продуктивности педагогов и непедагогических работников.
- Статистические данные, относящиеся к уровню результативности учебно-воспитательной деятельности.
- Текущая и итоговая отчетность, результаты опросов и анкетирования.
- Результаты посещения мероприятий, которые организовываются воспитателями с целью установления сотруднических отношений со специалистами из других ДОУ, родителями.
- Результаты осуществления общественной экспертизы.
Организацию мероприятий с целью оценки и мониторинга часто трудно реализовать в связи с большим количеством источников для ВСОКО. Поэтому для нормального функционирования системы заведующий детского сада определяет оптимальные процедуры, дающие объективный результат, разрабатывает план их реализации и обеспечивает его выполнение.
Направления и процедуры ВСОКО в ДОУ
Потребностям детского сада отвечают несколько направлений ВСОКО, в том числе:
- Оценка выполнения ООП и задач, утвержденных годовым планом.
- Условия организации воспитательного процесса.
- Уровень профессиональной подготовки преподавателей, ее повышения, обеспечения детского сада кадрами.
- Насколько сформированы предметно-развивающая среда, медико-социальные условия и материально-техническая база.
- Оценка детского физического и психического развития, состояние детского здоровья.
- На каком уровне прибывшие дети адаптированы к детскому саду, а выпускники готовы к школе.
- Степень удовлетворенности родителей.
Проведение процедур ВСОКО характеризуется морально-этическими нормами, они должны быть максимально прозрачны и открыты.
Основные процедуры ВСОКО:
- мониторинг (целенаправленное систематическое наблюдение, собеседование, анализ документации, анкетирование, тестирование, сравнение и анализ);
- контроль (оперативный, тематический, фронтальный, итоговый, взаимоконтроль).
Главный критерий качества образования в соответствии с ВСОКО — его соответствие нормам, указанным во ФГОСе и госзадании.
Он может соответствовать им полностью, а может — частично, и тогда детскому саду необходимо приложить все усилия, чтобы улучшить качество.